Введение во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь праздника
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение!
Русский перевод: Сегодня день проявления к нам милости Божией и обещание спасения людей. Дева сегодня перед всеми входит в храм Божий и возвещает о Христе. Мы ей громко поем: радуйся Ты, исполняющая волю Божию о нашем спасении.
Кондак праздника
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Русский перевод: Дева – Ты чистейший храм Спасителя, драгоценное священное сокровище славы Божией. Ты сегодня входишь в дом Господень и приводишь с Собою Благодать Пресвятого Духа. Тебя воспевают Ангелы Божии как Небесное жилище Божие.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Русский перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и чтим Твое вхождение в храм Господень.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является двунадесятым и празднуется 4 декабря во дни Рождественского поста.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы возвращает нас к самым первым годам жизни Девы Марии, когда Ее праведные родители Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь в Иерусалим, чтобы вся Ее жизнь была связана с Храмом и служением Богу.
Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете. Супруги очень долгое время – до глубокой старости – не имели детей. Это было причиной их страданий, потому что бездетность считалась позором и расплатой за грехи, за которые их карает Бог. Однако, супруги не обижались на судьбу и дали обещание: если у них родится ребенок, они посвятят его служению Богу. Их дочь Мария, будущая Матерь Божия, родилась после пятидесяти лет супружеской жизни Иоакима и Анны. Перед Ее рождением было явление Ангела супругам, когда они, каждый по отдельности, молились о даровании им ребенка. Иоакиму явился ангел, который сказал, что Бог внял его молитвам, а Анне ангел сказал, что о ее потомстве будут говорить во всем мире.
Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили данное ими обещание. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и с пением священных песен и зажженными свечами в руках они привели Ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – это был Захария, отец Иоанна Предтечи. В Храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней.
Первосвященник, по внушению Святого Духа, ввел Пресвятую Деву в главную часть храма, именуемую Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам. Все присутствовавшие в храме были поражены этим. Изумленный народ тогда не понял, почему Она удостоилась столь великой чести. Через это событие Бог указал на будущее призвание Девы Марии стать Храмом Божиим – Матерью Богомладенца Христа.
Иерусалим. Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к воротам, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом. Сейчас ворота замурованы.
Родители Богородицы возвратились домой, а Мария осталась в помещении для девственниц, которое находилось при Храме. О жизни Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое. Предание Церкви сохранило сведения, что Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Святитель Димитрий Ростовский приводит рассказ о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление».
Этот великий праздник напоминает каждому христианину о значении храма в деле спасения души, а также необходимости христианского воспитания детей. Вся жизнь православного христианина от рождения до смерти тесно связана с храмом Божиим.
Родители молились много лет,
Чтоб снял Господь неплодства поруганье.
Теперь они исполнили обет
Отдать Дитя во храм на воспитанье.
Мария же, как будто воспаря,
Преодолев высокие ступени,
Безмолвная, стоит у алтаря,
Ее приветствует седой священник.
И Чадо Божье за руку берет,
Ведет в алтарь – как символ искупленья.
Дивится весь собравшийся народ,
Дивись и ты и жди Христа Рожденья!
Благословенна Чистая в женах!
Прими нас, грешных, ныне, не отрини.
Снег на земле, как лилия в руках,
Напоминает миру о Святыне.
Стихи Людмила Остапчук
В этот день 4 декабря 2014 года в нашем Храме прошла Праздничная Божественная Литургия.