Преображение Господне
Тропарь
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Русский перевод: «Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных возсияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»
Кондак
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
Русский перевод: «На горе Ты преобразился, Христе Боже, и ученики Твои видели славу Твою, насколько они могли воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольное и возвестили миру, что Ты воистину есть Отчее сияние».
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение.
Русский перевод: «Прославляем Тебя, Христе Податель жизни, и почитаем пречистого Твоего тела преславное Преображение».
Икона «Преображение Господне», украшенная живыми цветами и плодами
19 августа 2013 года в храме Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря в Центральном приделе была совершена Праздничная Божественная Литургия с молебном освящения плодов.
Преображение Господне – великий двунадесятый праздник (один из двенадцати великих праздников особенно чтимый в православии) – посвящен воспоминанию Преображению Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор.
Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег.
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. В Преображении ясно показано обожествление человеческой природы чрез воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очернившееся Адамово естество, преображься, облистати паки сотвори, претворив в Своего Божества славу же и светлость».
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет.
В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти.
Кроме того Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.
Многозначительно и само избрание Христом места, где совершалось Преображение, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
Отцы Церкви установили праздник Преображения в конце церковного года.
По сложившейся древней традиции и на праздник Преображения христиане стали приносить плоды нового урожая в церковь для освящения.
В Греции на Преображение освящают виноград и колосья пшеницы, а в России освящают яблоки, поспевающие здесь к этому времени. В русском народе этот праздник известен под именем «яблочного Спаса». Существует благочестивый обычай вкушать яблоки первый раз в году только после их освящения.
В этот праздник люди приносят Богу благодарение за все труды, которые Он помог завершить. Преображение – это праздник нового урожая здесь на земле и новой жизни будущего века, озаренной Светом Фавора.
Материал для заметки взят из книги Олейниковой Т.С. «Двунадесятые праздники», Рязань, «Зерна», 2006г. и использовались фотографии Доровских Елены.