Рождество Христова
Тропарь Рождества Христова, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, / возсия́ ми́рови свет ра́зума: / в нем бо звезда́м служа́щий, / звездо́ю уча́хуся, / Тебе́ кла́нятися Со́лнцу пра́вды, / и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Русский перевод: Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звездам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: // нас бо ради родися Oтроча младо, / Превечный Бог.
Русский перевод: Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.
Русский перевод: Величаем Тебя, Христос нам давший Жизнь вечную и ради нас родился на Земле от Чистой и Безневестной Девы Марии
История праздника
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по племенам и родам, всякий род имел свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных императора.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В каменной пещере, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от города, ночью, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.
«Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог».
После таинственного рождения, Пресвятая Дева перепеленала Богомладенца и положила Его в ясли, где находилось сено для питания овец. И вот, среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубоким сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь: я возвещаю вам радость великую: родился сегодня Спаситель, который есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться рожденному Богомладенцу. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-мудрецам и звездочетам и всему языческому миру. Войдя в пещеру, где был Младенец, волхвы до земли поклонились Ему, и открыли сокровища свои, которые принесли Ему в дары: злато, ливан и смирну» (Мф. 2, 11). В образе волхвов весь мир преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта).
Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался ее сын Константин. В кодексе императоров Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В VI – VII веках были написаны для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и сейчас Церковью пользуются в светлый праздник Рождества Христова.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим и чудесным. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Богомладенце.
Рождество Христово является величайшим Праздником, который служит началом и основанием для других праздников.
В нашем Храме в этот день прошла Праздничная Божественная Литургия.