Рождество Пресвятой Богородицы
Тропарь
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Русский перевод: Рождеством Твоим, Богородица Дева, радость возвестила всей вселенной, так как из Тебя появился как Солнце правды, Христос Бог наш; и, разрушив проклятие, Он дал благословение и, избавил нас от смерти, дал нам жизнь вечную.
Кондак
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Русский перевод: Иоаким и Анна от позора за неимение детей избавились; Адам и Ева от вечных мучений в аду освободились, благодаря святому Твоему рождеству, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от грехов избавленные, когда вспоминают как бесплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей ‒ Христа!"
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.
Русский перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, уважаем и почитаем святых Твоих родителей и всехвальное прославляем Рождество Твое.
История праздника
Рождество Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник является первым в годовом круге и празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, мы вспоминаем рождение Преблагословенной Девы Марии, Которой Божиим Промыслом предназначено быть Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна.
Иоаким происходил из рода пророка и царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона. Святые супруги оставались бездетными, так как святая Анна была неплодна (не могла иметь детей). В то время, когда жили праведные Иоаким и Анна, ‒ семья, не имеющая детей, считалась в еврейском народе проклятой за грехи, а безчадие родителей наказанием Божиим. Иоаким и Анна, ‒ люди чистые, праведные и святые, ‒ терпели несправедливые поношения (оскорбления, унижение) от своих соотечественников, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства.
Глубоко страдая, они в течение многих лет молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Достигнув старческих лет, они все же не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, что Он и в старости может помочь им. Святые Иоаким и Анна дали обет перед Богом, посвятить для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял от него жертву, назвав его недостойным из-за безчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молится Господу о том, чтобы ему было даровано дитя. Святая Анна, узнав о происшедшем в Иерусалимском храме, горько плакала, но не роптала на Господа, а молилась, призывая на своего мужа и на себя милосердие Божие. Господь, всегда слышавший их молитвы, исполнил их, однако, не сразу, а тогда, когда святые супруги стали старыми. Тогда, когда они были готовы принять от Бога дитя, жили благочестиво, постоянно пребывали в молитве и уповали только на милосердие Божие, живя в твердой надежде на Бога к высокому званию быть родителями.
И, архангел Гавриил, посланный Иоакиму и Анне Богом, принес им радостную весть, что молитвы их услышаны и у них родится Преблагословенная дочь Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, надежда», которой предназначено будет стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Обрадованные супруги возблагодарили Господа.
Рождение Марии принесло радость не только родителям, но и всем людям. Свою Пресвятую Дочь родители хранили как зеницу ока и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о Ней сказал Архангел.
Праведные Иоаким и Анна, главные помощники и молитвенники пред Богом о даровании супругам детей.
Праздник Рождества Божией Матери в начале церковного года символизирует и наше вхождение в мир, наше посвящение себя Богу, наш продолжающийся в новом году труд по подготовки себя к принятию Божией благодати и Даров Пресвятого Духа.
Русский народ особо почитает праздник Рождества Богородицы еще и потому, что в этот день в 1380 году на Куликовом поле в кровопролитном сражении была одержана победа объединенного русского войска над армией крымского хана Мамая, что стало началом формирования из раздробленных княжеств будущего единого русского государства.
По словам историка Льва Гумилева, «суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах». Единение русского народа необходимо нам и сейчас, когда Россия вновь переживает трудное время становления и поиска своего места в изменившемся мире. И потому мы, как и наши далекие предки, взываем: «Пресвятая Богородица, спаси нас»!
В некрополе нашего храма прошла Праздничная Божественная Литургия в честь Рождества Пресвятой Богородицы.